Наши бытовые помощники не только помогают нам экономить время, но иногда просто не имеют других альтернатив, кроме как их применение в каждодневном быту. Ведь никакой веник не высосет пыль из все щелей и потайных уголков, как это может сделать пылесос...
 Однако любой бытовой прибор, посудомоечная машинка, стиральная машинка, и в том числе и у пылесос, может сломаться. И что в этом случае делать!? Ответы очевидны. Можно либо купить новую аналогичную вещь, либо починить то, что уже есть. Второй вариант более оправдан экономически, хотя потребует от вас некоторых умений и знаний. Именно как раз о таких знаниях, о починке пылесоса, я и расскажу в этой статье.

Как может сломаться пылесос

 Наименование этого абзаца весьма странное, но все же имеет под собой некие основания для его существования. Ведь диагностика поломок начинается, прежде всего, с изучения факторов эксплуатации, что привели к этой самой поломке. То есть поломке предшествуют «симптомы», такие как возможный шумы, изменение частоты вращения двигателя, запах гари, а может мгновенное потеря работоспособности.
 Если скажем перед поломкой наблюдалось изменение частоты двигателя, пахло гарью, то наверняка дело в моторе или обгоревших контактах. Если поломка была связана с мгновенной остановкой, то вполне возможно сгорел управляющий тиристор в электронной плате. Более подробно о дефектовке и диагностики неисправностей далее.

Основные неисправности электронного блока управления двигателем пылесоса

 Итак, на счет электроники. В первую очередь все осматриваем визуально, то есть разбухшие конденсаторы, тепловые пробои полупроводников, обгоревшие контакты. Если все нормально, то тестируем наш электронный блок на подачу напряжения для мотора. Просто вместо мотора подключаем мультиметр и смотрим, как изменяется напряжение при включении пылесоса штатными клавишами включения.
 Если напряжения нет, то продолжаем поиск в блоке электроники. Для этого лучше уже обратиться к разделу Электроника. Там можно будет найти специализированные статьи по проверки каждого конкретного радиоэлемента.
 Если же напряжение есть, то переходим к диагностике электромотора.  Такая поломка более вероятна.

Основные неисправности электронного блока управления двигателем пылесоса

 Теперь перейдем к электромотору. Здесь возможны два развития варианта событий, а именно сгорела обмотка ротора и статора. Опять же в первую очередь проверяем все визуально. Если обмотка сгорела «с огоньком», то сразу будет видно! Подгоревший лак, изменившие цвет провода, а может даже явные обрывы оплавившегося провода. Все это можно заметить сразу. Также смотрим щетки, они должны обеспечивать надежный контакт с контактами на роторе. Теперь немного о сопротивлениях для ротора и статора.
Обмотки статора. Это наиболее простая задача, так как в большинстве пылесосов обмоток там 2!

Проверяем чтобы их сопротивление было примерно одинаковое, а также не было пробоев между собой и на корпус.

Теперь о роторе. Это посложнее, так как обмоток там куда больше. Здесь порой и будет самым трудным понять, как намотан ротор. Смотрим опять же на прогары. Их не должно быть.

  Теперь принимаем априори, что у нас классическая схема намотки, вот такая.

Остается проверить все близлежащие контакты на роторе на стабильность сопротивления смежных намоток. То есть сопротивление между двумя соседними контактами на роторе должно быть несколько Ом и оно должно быть таким на каждой последующей паре контактов.

Не допускается пробой также на корпус. 

 

Ну и опять же, ротор горит куда чаще статора, особенно на китайский пылесосах, это мы в том числе и о брендах типа Samsung. Так что неисправность если и связана с мотором, то скорее всего это ротор.
Мотать ротор можно, но очень проблематично. Здесь надо будет разобрать то что есть, а это уже надо будет греть ротор или вытравливать кислотой, а потом еще мотать медной проволокой, определенное количество витков, а также определенного диаметра. Посмотрите только чего стоит процесс разрушения, который описан в одном из советских справочников.

 Кроме того, после намотки и заливки компаундом, необходимо будет еще отбалансировать ротор. Обычно это делается индивидуально для каждого ротора и на стенде, так как обороты вращение мотора даже для пылесоса могут составить несколько тысяч оборотов в минуту. В итоге проще всего взять и посмотреть маркировку на блоке мотора и купить уже готовый блок. Заказываем именно блок с вашей маркировкой!

А вот о замене такого блока я расскажу в видео, немного пробежавшись по всему предыдущему материалу статьи.

Остается лишь надеться, что ваша поломка также обнаружится и вы будете в состоянии ее устранить самостоятельно, сэкономив несколько тысяч на новом пылесосе.